Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Категория:

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это комплекс работ по выявлению на предприятиях организованных и неорганизованных источников загрязнения атмосферного воздуха, направленный на систематизацию информации о распределении их на территории предприятия, о техническом состоянии вентиляционных систем и газоочистных устройств, о количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Главная цель инвентаризации — это выявление и учёт источников загрязнения атмосферного воздуха на предприятии, количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.

Правовые основания для проведения инвентаризации

Необходимость проведения инвентаризации определена статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Основа практического проведения инвентаризации — Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Законодательство требует, чтобы все предприятия и организации, на балансе которых наличествуют стационарные источники выбросов, в обязательном порядке провели Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эта процедура необходима для всех объектов негативного воздействия независимо от категории (I, II, III, IV) — согласно статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Поставить на учет объект НВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент — инвентаризация у объекта уже должна быть.

Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений, после инвентаризации (корректировки) необходима актуализация объекта НВОС.

Повторное проведение инвентаризации и подготовка отчета происходит в организации в следующих случаях:

— Изменился технологический процесс.

— Сменилось технологическое оборудование или сырье, и это привело к изменению состава, объема или массы выбросов.

— Обнаружено несоответствие между выбросами и данными последней инвентаризации.

— Изменились требования к порядку проведения инвентаризации.

— Проведение повторной инвентаризации требуют правила эксплуатации установок очистки газа.

При инвентаризации источников выбросов специалисты производят учет и описание:

— Промышленных объектов, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу, их параметров — расположения, занимаемой площади, высоты;

— Количества видов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу, определяется их соответствие ПДК (предельно допустимой концентрации), их объемов, интенсивности и состава;

— Возможных масштабов незапланированных аварийных и залповых выбросов.

По результатам инвентаризации предприятие/организация получает отчет, который впоследствии используется для разработки Проекта ПДВ и получения разрешения на выброс.

С 2019 года, согласно изменениям в законодательстве, результаты инвентаризации стационарных источников выбросов будут использоваться природопользователями, эксплуатирующими объекты с наличием данных источников, при следующих обстоятельствах:

— Постановка объекта НВОС на государственный учёт либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесён в реестр;

— Оформление заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);

— Оформление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);

— Составление программы ПЭК;

— Составление плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности для объектов, на которых невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов;

— Составление плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ);

— Оформление отчётности о выбросах в атмосферный воздух;

— Установление временно разрешённых выбросов.